Попова Анастасия Александровна, воспитатель
Сказкотерапия Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!
2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче). 3) Красная Шапочка – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице. 4) Петушок золотой гребешок - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде. 5) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. 6) Маша и медведь –учит. Что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка. Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей. Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Сказкотерапия– это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду. Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику, мимику и речь. Цель применения сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ- это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики ;воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния. Средствами сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и малыша. А ведь для установления комфортного психологического климата в группе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между воспитателем и ребенком. В сказке в символической форме содержится информация о том: Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться, поэтому в сказкотерапии можно использовать различные формы работы: -рассказывание от 1 и 3 лица, -рассказывание и придумывание продолжения. Например, самые распространенные сказки: Помните, что сказка - это всегда понятно, всегда слушается с удовольствием, легко запоминается, воздействует на подсознательном уровне. Лучше 10 раз рассказать сказку, чем 10 раз отчитывать малыша. Полезные уроки из сказки: Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию. Сказка формирует образ положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж. Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищатьродную землю от чудищ-захватчиков. Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. 25 января 2024 в 18:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.